Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Какую пищу мы надеемся получить от Бога. Слово в неделю 8-ю по Пятидесятнице

 

Сегодня в Евангелии мы слышали рассказ о чудесном преломлении хлебов и насыщении пяти тысяч человек в пустыне. 

Зачем Господь кормит людей? Понятно, что не случайно по импульсу – мол голодные, дай-ка я вас покормлю. У Господа все продумано и все промыслительно.

Но, во-первых: Он отказался от подобного действия в самом начале Своего земного служения. А сатана ведь предлагал: сделай из камней хлебы. Люди ведь для чего всю жизнь пашут – чтобы питаться. Самая первичная базовая потребность. Тот, кто ее удовлетворит, будет им и царем, и богом. Самый легкий путь покорения людских сердец – через желудок.

Во-вторых: не Сам ли Господь эту потребность у людей создал? Не Он ли осудил человека на такую зависимость, по сути, на рабство желудку в этом мире после падения? Терния и волчцы произрастит тебе земля. В поте лица твоего будешь есть хлеб твой.

Выходит, Господь Сам подчинил человека этому закону еды, а когда сатана предложил воспользоваться отменой этого закона для манипуляции людьми – отверг этот путь, но вот теперь Он Сам же и отменяет?

В некотором смысле - да, отменяет. Наступили новые времена, и теперь, после явления Бога во плоти на земле, все будет иначе, но не для всех. Для, так сказать, целевой аудитории. 

Сатана предлагал накормить, чтобы привлечь. Христос кормит тех, кто уже привлекся, т.е. пришел не за едой, а слушать глаголы живота вечного. Для тех, кто выбирает своим Учителем нищего Странника, отменяется закон о поте лица. Они теперь, как птички небесные, которых питает Сам Господь.

Это не значит, что им не надо трудиться, и нужно сесть на шею ближним. Это значит, что Господь попечется о тех, кто главным делом жизни ставит поиск Его.

Но не только это мы видим в данной трапезе. Это - образ тех настоящих благ, которые принес Господь на землю. Благ Небесных, которые стали и земными. Хлеба Небесного, которого вкушает человек на земле – Евхаристии.

Когда-то Адам в Эдемском саду наслаждался вкушением плодов от особых, странных древ. Адаму тогда не нужно было есть для поддержания жизни. Нашего биологического, а точнее животного тела – кожаных риз - у него еще не было. А то, что было не могло голодать или умирать. Это были плоды, сообщающие Адаму богопознание и богообщение. Райская Евхаристия.

Ее он лишился после падения, о чем Бог отдельно сказал: невозможно вкушать от древа жизни тому, кто стал падшим существом. Вечная жизнь для такового – окончательная погибель. Так люди стали смертными.

Теперь плод Жизни принесен непосредственно на землю, к людям. Сам Бог во плоти пришёл, чтобы стать Пищей верным. Христос на Кресте – Плод Живота на Древе Живота. Эта Пища дается даром, но не всем, а Церкви – т.е. тем, кто пошел за Ним в безлюдные места – удалился от мира, слушать Его слова, а все остальное поставил на второй план в жизни. Кто взалкал прежде всего словесной пищи,  того Господь не оставляет и без обычной.

Как мы видим, в этой истории есть и догматическое и аскетическое учение, и главное – заповедь: идите за Господом слушать слово Его, не бойтесь, окажитесь в пустом месте. Что-то при этом потеряете, однако все необходимое для  жизни Он подаст. Но, главное, получите то, чего и не чаете получить – Самого Бога.