Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Наше хождение по водам. Слово в неделю 9-ю по Пятидесятнице

Сегодня мы читали один из самых замечательных отрывков Евангелия - о хождении Господа по водам. И о Петре, который тоже захотел.

Прекрасное место. Очень важное для нашей жизни.

Первое, что мы видим: Господь повелевает стихиями. Он не просто Сам не подвластен законам этого мира, но может их отменять - укрощать бурю. И когда Он подчиняется чему-то: усталости, голоду, или римским солдатам – это не потому, что Он не может не подчиниться, а потому, что Он так благоволит.

Чудо ли это – повелевать ветром и штормом? Для нас, живущих в падении – да. Но если на Фаворе Господь явил свое Божество, то в данном случае Он показывает неповрежденное, точнее восстановленное, человечество. Дело в том, что властвовать стихиями материального мира было нормой для Адама до отпадения. А Христос не просто Бог, Он – Новый Адам, новый родоначальник нового человечества, которое есть Церковь. И те, кто становится Церковью, становятся причастными Христу, а значит – и тому, что может Он. Он Бог по природе, святые – боги по благодати, по усыновлению. Петр это показывает.

В данном случае хождение по водам Петра – большее чудо, чем хождение по водам Господа. И его стоит детально рассмотреть. Там несколько этапов, показывающих нам, как в Церковь входят, как от нее отпадают, и что делать, если отпадаешь. Именно так – путь Петра по водам, это путь человека в Церковь.

Сначала Петр познает Иисуса из Назарета – странствующего проповедника как Мессию-Христа и как Сына Божия. Познает и исповедует. Потом он просит Господа: если это Ты, то разреши и мне… Его молитва проистекает из познания и веры в Христа как в Бога, который может не только Сам так поступать, но и давать так поступать другим.

Он вступает в Церковь, встает на воды. Это можно сравнить и с крещением – погружением в смерть, потому что эти воды должны были его убить. Но вера в Христа ставит человека выше законов мира и выше самой смерти.

Воды бушующего моря смертоносны, но они еще и символ смертности нашего бытия – волны моря житейского. В нем – потоп, смывающий зло, в нем – воды Красного моря, потопившие египтян, в нем – гады, им же несть числа, в нем – сам змий, породитель смерти. Но все это преодолевается верой во Христа-Бога, которой сообщается человеку Благодать и которая сама – дар Благодати.

Это важно понимать. Вера есть не просто состояние ума человека, вера есть такое состояние всего нашего естества, при котором оно способно приобщиться энергиям Бога. Не ум Петра держит его на воде, а сила Божия, сообщенная через веру. Именно обОжение – приобщение к этим энергиям, к Благодати, делает человека выше стихий мира, дает пройти море жития и греха, не утонув в нем.

Но мы видим, что это состояние – динамичное, в нем нельзя застыть, в нем нужно активно пребывать. Сверхмирное состояние Петра питалось Божественными энергиями, а они привлекались верой. Но Петр усомнился. Что с ним произошло?

Он шел, глядя на Христа, Который был в фокусе взгляда не только глаз, но прежде всего ума Петра. Остальное было как бы сбоку. Он оторвал взгляд от Христа, сфокусировался на страшном и ужасном море под ногами. Оно стало центром его мыслей, а Христос оказался сбоку. И тут же происходит отпадение. Именно так отпадают от Благодати, от Церкви. Переведя внимание ума и центр жизни с Христа на что-то другое. Не важно на что. На страшное, или наоборот – на красивое и привлекательное.

И тут же Петр снова оказался в падшем мире, и волны смерти уже готовы сомкнуться над его головой. Но в этом эпизоде Господь не просто показывает, как в Церковь входят и как от нее отпадают, но и как быть, если отпадаешь и тонешь. Петр возопил ко Господу: спаси меня! И тут же Господь хватает его за руку.

Близ Господь сокрушенным сердцем, и смиренные духом спасет. Он – близко, рядом, здесь. Не где-то в особом, другом мире – мы привыкли представлять Бога в далеких пространствах. Он – везде и всегда. И на Кресте за наши грехи, и в раю с разбойником, и на Престоле Божества, и рядом, точнее внутри нас. Именно изнутри нас Он и дает нам сигналы о том, как надо жить.

Радует Своей близостью, когда мы поступаем верно, и печалит, как бы оставляя, если грешим. Но стоит покаяться и обратиться к Нему – как мы почувствуем, что Он снова здесь, и готов схватить за руку.

Но лучше не отпадать!