Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Проповедь в неделю 22-ю по Пятидесятнице, 2022 г.

Сегодня воскресный день, и сегодня же наш престольный праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Евангельское чтение воскресного дня вполне соответствует теме нашего праздника - там о радостях и скорбях земной жизни, и о том, чем они могут обернуться в ином мире. Это притча о богаче и Лазаре. Богач радовался, нищий скорбел, потом все переменилось.

В притче есть загадки. К примеру, тот факт, что богач оказался в аду, не вызывает вопросов: в притче он показан немилостивым эгоистом. А вот причина такой замечательной участи Лазаря – вызывает вопросы. И хотя в самой притче на этот вопрос отвечает Авраам: Лазарь, де, много страдал при жизни, поэтому здесь утешается. Но это не полный ответ. Разве неосмысленные страдания приносят пользу? Можно ведь страдать с ропотом и проклятиями – как неблагоразумный разбойник. Причина, по которой Лазарь оказался на лоне Авраама не ясна, но смысл притчи проясняется при сравнении ее с другой историей Священного Писания – о праведном Иове.

Сегодняшняя притча – о счастливом богаче и страдающем нищем. Так ведь и книга Иова о счастливом богаче и страдающем нищем! Иов побывал в роли и того и другого. Вот, например, интересные параллели:

«Некоторый человек был богат», - начинает притчу Господь. Книга Иова начинается похоже, там говорится о огромных богатствах праведника. «Одевался в порфиру и виссОн» - сказано про богача. Профира – одежда царей, виссон – материал, из которого делали облачение священникам. То есть богач – царь и священник. Вспомним, что и Иов был царем и священником.

Параллели очевидны, но богач – это не Иов, а неудавшийся Иов. При внешнем сходстве, у них полная внутренняя противоположность. Богач должен был стать Иовом, но не захотел. Поэтому и конец у них противоположный. Богач в аду, а про Иова сказано, что он приложился к праведным отцам своим. А кто его отец? Авраам. Вот оно появилось и лоно Авраамово.

Что же с нищим? И тут тоже удивительное сходство с Иовом. «Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях», продолжает Господь. И у Иова был период, когда он нищим лежал на помойке после того, как сатана «порази Иова гноем лютым от ногу даже до главы».

То есть Лазарь — это тоже Иов. И если богач не смог стать Иовом, то Лазарь - смог. В притче Господь ничего не рассказывает о жизни Лазаря, но теперь, после сопоставления этой притчи с историей Иова, становится понятно, почему он вознесен на лоно Авраама.

Получается, что Иов – это идеал и для богача, и для Лазаря. Только Лазарь смог уподобиться Иову, а богач – не смог. И Лазарь награжден Небесной Радостью не потому, что просто страдал, а потому, что страдал как Иов. Вот теперь мы знаем о Лазаре все.

Остается еще вопрос о влиянии обстоятельств жизни на спасение или погибель. Ведь наверняка, ни богач, ни Лазарь не выбирали себе эти обстоятельства. Одному случилось оказаться богатым и здоровым, а другому бедным и больным. Что же погубило богача? Богатство и здоровье? А почему они не погубили Иова или Авраама? Нет. Его погубили забвение Бога, немилосердие и эгоизм. А что спасло Лазаря? Страдания? А почему они не спасли левого разбойника? Спасло Лазаря то, как он их переносил.

И выходит, что богач бы погиб, даже если бы был нищим, а Лазарь спасся бы, если бы и был бы богачом – потому, что Иов доказал, что можно быть праведником в обоих ситуациях. Свои сердечные залоги – а они причины погибели или спасения – человек носит в сердце. Внешние обстоятельства просто дают им проявиться.

Мы думаем: если бы не было вон того или этого искушения, либо того или этого человека, то мы бы не согрешили. Это мы думаем так потому, что нам кажется, что грех приходит извне – от людей или обстоятельств. Нет. Люди и обстоятельства лишь проявляют то, что и так в нас есть. Если в нас грех – они проявят грех, если праведность – они проявят ее. И в этом огромная польза искушений и даже падений: они позволяют нам увидеть себя непрелестно – а без этого видения никакое исправление невозможно.

Один увидел свои грехи и исправился. Другой пал, и стал роптать на ближних, на бесов и даже на Самого Бога, попустившего ему падение. Тут и проявляется мудрость или не мудрость человека, и сбывается слово Писания: «Не обличай неразумного, чтобы не возненавидел тебя, обличай мудрого, и он возлюбит тебя. Дай мудрому наставление, и он станет еще мудрее».

Так что в скорбях земных нет пользы или вреда самих в себе. Мы из них выносим пользу или вред, соответственно своему устроению и своему произволению. Они попущены Богом для нашей пользы, и мы можем из них извлечь пользу, но можем и вред. Примеры правильного перенесения скорбей – сегодняшний Лазарь, и замечательный, на все времена, идеал правильной жизни в скорбях и радостях – праведный Иов.