Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Проповедь в неделю о мытаре и фарисее (2019 г.)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Все мы знаем, что это притча о гордости и смирении, о правильной или не правильной молитве, что она готовит нас к посту, предохраняя от осуждения и превозношения, в которое мы можем впасть постом, т.к. предполагается, что мы будем настолько усердно подвизаться, настолько преуспеем в благочестии, что сильно возгордимся своими достижениями. Впрочем, надо заметить, что мы прекрасно превозносимся и без всяких достижений. Но дело не в этом.

Мы привыкли воспринимать эту притчу как историю о разных людях. У них все разное – жизнь, дела, отношения с людьми и с Богом. Но ведь можно понимать ее и иначе. Двое в храме – храмом часто называется сам человек. И эти двое вполне могут жить в одном человеке. Это не шизофрения, а тот самый человек, который «слишком широк».

Живет ли в каждом из нас фарисей? Не просто живет. Он в нас изначально, с рождения. Ребенок до определенного возраста вообще не воспринимает, что есть кто-то в мире, кроме него. Он видит и чувствует только себя. Со временем восприятие мира меняется.

Но оно может измениться в такое вот нарциссическое состояние фарисея, когда в мире есть только он один. Единственный, особенный, неповторимый. А вокруг море мерзости, о котором и упоминать бы не следовало, но для контраста можно и упомянуть.

Фарисей – это падший Адам. Богоподобное существо, оторвавшееся от Бога. Его состояние - созерцание себя. В своей оторванности он всегда одинок и несчастен, потому что не может никого любить кроме себя, и для Бога он закрыт.

И одновременно в каждом из нас живет мытарь. Откуда он берется? Это тоже падший Адам. Плачущий у затворенных дверей рая, познавший, что такое жизнь без Бога, познавший на практике собственную мерзость и постоянные пустоту, одиночество, бессмысленность.

Он уже ни на кого не смотрит вокруг, никого не замечает. Он так нагляделся на себя, что ему этого хватило, никто другой его не интересует. Ему реально плохо и только Бог может понять и утешить его. И к Нему его обращение.

Человек существо динамичное, постоянно меняющееся. Из нас лезет фарисей. Постоянно предлагает посмотреть вокруг, ужаснуться чужой, а не своей гадости, нечистоте, лицемерию. Призывает повздыхать над чужими ошибками и грехами. А мытарь в нас созревает долгим опытом, по мере постоянных падений фарисея.

И в этом смысл притчи. Мы можем и должны сами руководить динамикой своего развития. Пост для этого самое подходящее время. Он дает набор мощных средств. Воздействует через тело – ущемлением привычных желаний, сознательным дискомфортом. Через душу – молитвой, чтением, богослужениями. Это все не может не повлиять на нас. Мы должны сознательно приходить в состояние мытаря.

Аминь.