Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Слово на Крещение Господне, 2024 г.

Что это за погружение, по-русски – крещение, которое совершал св. Иоанн Предтеча? И зачем оно? Было ли это для иудейского мира чем-то новым и необычным? Нет, это было достаточно привычным и не вызывало недоумения. Ритуальных омовений было очень много в разных течениях иудейства. Можно сказать, что без таких омовений вообще не обходился никто из иудеев, да и сейчас не обходится.

Новым и уникальным было то, что Иоанн крестил во Имя уже пришедшего Мессии. В этом суть проповеди Иоанна: Мессия – уже здесь, покайтесь, т.е. изменитесь, и примите Его. Уверуйте в Евангелие, т.е. в благую весть – Спаситель уже здесь. Те, кто верил его проповеди, исповедали грехи свои и принимали от него крещение. Это понятно. Но зачем крестится Сам Мессия? В чье Имя? Какие у Него грехи? Своих – нет, но есть грехи человеческие.

Когда мы говорим о грехе, нужно понимать, что мы говорим не о сумме неправильных поступков, не о вине, а о смерти. Человек выбрал смертность – это и есть грех, то есть промах мимо жизни. И этот грех невозможно простить. Можно простить вину. А грех – нужно лечить.

Вот допустим, у Отца непослушный сын упал в колодец. Лежит там переломанный, и кричит: «папа помоги». А папа говорит: «ладно, прощаю, больше не сержусь». Стало легче? Но, если папа хочет не только простить, но и спасти, ему придется самому лезть в этот колодец. Так Богу пришлось стать человеком.

Агнец Божий пришел взять грех мира. Это Иоанн сам сказал, указывая на Христа. Собственно, Он взял на себя грех мира, когда воплотился – стал человеком. Он принял это вместе с природой падшего Адама. Но началом служения Мессии должен быть стать видимый акт – некое символическое действие, предсказанное пророками. Это и было Его крещение. Поэтому и глас с Небес, и Дух в «виде голубине». Что Христос будет с этим грехом делать? Понесет на Крест.

Погружаясь в Иордан, где люди смывали с себя грехи в Его Имя, Христос, показывает, что Он принимает грехи всех. И тех, кто крестился в Иордане, и тех, кто уже умер, и тех, кто еще не родился, и наши с вами, и всего мира.

Он уже включил нас в Свой список спасаемых, но нужно, чтобы мы и сами присоединились к этому числу, поскольку спасение – обоюдный процесс. Он не может быть совершён Богом в одностороннем порядке. Поэтому и сказано: покайтесь, то есть изменитесь так, чтобы Бог мог вас спасти.