Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Слово на Вознесение Господне, 2023 г.

Если мы просто откроем Священное Писание и попытаемся прочитать про Вознесение Господне в тех двух местах, где оно упоминается: в Евангелии от Луки и в книге Деяний, которую тоже написал апостол Лука, то мы неминуемо придем в недоумение. Возникает, как минимум, три вопроса.

Первый вопрос: почему один и тот же автор совершенно по-разному описывает одно и то же событие. В Евангелии Лука сообщает, что Господь вознесся в день Своего воскресения. Вышел с учениками из Иерусалима, они дошли до Вифании, и там Он благословил их, подняв руки и вознесся.

В книге Деяний тот же Лука пишет, что Господь в продолжение сорока дней являлся апостолам и говорил с ними о Царствии Божием. В сороковой день на горе Елеонской, кстати, Вифания географически там же, Он возносится. Это противоречие до сих пор никем не объяснено.

Лично для меня оно как раз является аргументом в пользу достоверности этого события. Когда пишут сказки, обычно все совпадает. А реальное событие, тем более такое, всегда как-то преломляется в человеческом сознании.

Второй вопрос. Куда вознесся Господь? Прямо перед вознесением Он сказал: «Я с вами до скончания века», и тут же вознесся. И как это совместить? Ведь вознестись на облаке на Небеса, и остаться до скончания века – это совсем не одно и то же. На этот вопрос ответ есть, и он связан со следующим, третьим вопросом:

От чего радуются апостолы? Евангелие сообщает, что они вернулись в Иерусалим с радостью великой. Это настолько непонятно, что византийские составители нашего богослужения не удержались от того, чтобы в некоторых текстах написать, что апостолы горько плакали, расставшись с Господом. По земной логике такое поведение было бы понятным. Но в Евангелии написано, что они радовались, и не просто, а радостью великою. Как это объяснить? Только что расстались навсегда с самым любимым человеком – и радуются?

Как раз тут и есть ответ на вопрос: куда вознесся Господь. Для Своей Церкви, для верных, для святых, Он никуда не отлучился. Он вознесся, но Он и с ними, и Он в них. Он и Есть Источник радости апостолов. 

Что такое радость? Имеется ввиду – настоящая. Результат присутствия Бога. У апостола Павла повеления «всегда радоваться» и «непрестанно молиться» не просто в одном предложении. Это два состояния описаны как причина и следствие. Тот, кто всегда молится, приобретает Бога внутри себя, и поэтому всегда радуется.

Апостолы радуются потому, что Христос в них, и не в переносном смысле, а в буквальном. Он «везде Сый и вся исполняяй», и по Божеству, и телесно – потому что человеческое Тело Господа имеет Божественные свойства. Сами апостолы теперь – часть этого Тела Христа.

Поэтому говорить о том, куда Господь вознесся, можно только в связке с радостью апостолов. Он и одесную Отца и везде. И на Небесах, и в каждом, кто стяжает святость. Он весь, во всей полноте, и в Чаше каждой общины, и в каждой частичке Евхаристических Даров. Чаш много и частичек много, в каждой – Христос, но при этом Христос – Один.

Почему мы этого не чувствуем? Где наша радость? Просто мы живем не так, как нужно, поэтому в себе Его не видим, слишком много барахла в нас. Но если чуть разгрести в себе грязь – сразу увидим Его. Если будем жить внимательно, очищать сердце, алкать и жаждать правды, заповеди исполнять, то рано или поздно обнаружим, что за радостью и счастьем никуда далеко ходить не надо. Они уже в нас, нужно просто раскопать. И тогда Он будет в нас до скончания века – т.е. – всегда.