Калужская епархия Истинно-Православной Церкви
Как человек может обманываться, даже желая себе настоящего блага? Не ложных и призрачных земных радостей, но блага вечного! Очень даже может.
Вот пришел юноша, и он хочет блага. Он спрашивает: как спастись? Самый хороший вопрос в жизни. И приходит он с таким вопросом не к каким-то клоунам в храме, не к законникам и фарисеям. Что-то ему подсказывает, что у этой касты профессиональных верующих нет смысла такие вещи спрашивать. Он приходит ко Христу – бездомному Страннику из глухой Галилейской провинции, Который для официального Иерусалима опасный маргинал. То есть юношу явно ведет Отец Небесный. С такого вопроса все и должно начинаться у человека.
Стоит еще учесть, что это, во-первых, юноша, а во-вторых, еще и богатый. Золотая молодежь, мажор. Мы знаем, что обычно бывает в голове и в жизни у юношей, да еще если они при деньгах.
Ему есть чем заняться в жизни, он не от нужды пришел. Он может позволить себе все: есть, пить, веселиться, бездельничать, проводить время в развеселой компании сверстников. А он думает, как спастись! Это очень необычный юноша.
Но не смотря на такие хорошие стремления, человек может сильно заблуждаться относительно себя: и своих достижений, и своих возможностей.
Относительно своих достижений, юноша заблуждается, когда говорит, что он что-то там исполнил. Ладно бы сказал скромно, что не убивал и не прелюбодействовал. Но он говорит, что и ближнего возлюбил как сам себя. А это самообман. Если бы это было правдой, то он был бы уже нищим. Ведь если ты любишь других как себя, то тебе придется все раздать. А юноша до сих пор богат. Неувязочка получается.
И относительно своих возможностей он тоже в прелести: ему кажется, что он свободен. Но вот Господь предложил отказаться от собственности – и выяснилось, что он в сетях. Он не мыслит жизни без богатства.
Юноша загрустил и отошел, потому что выяснилось, что ему пока следовать за Христом невозможно. Но желание то у него есть, и поэтому, как говорит Господь: невозможное человекам возможно Богу.
Юноша не смог, хотя хотел, но Господь, видя желание его сердца, управит. Промысел Бога будет отсекать все лишнее у того, в ком есть хоть что-то, что еще можно спасать. И только если спасать совсем нечего, человек будет оставлен в своей сытой и беззаботной жизни. Ведь трупы не лечат.
А юноша получил огромную пользу, но в потенциале – может извлечет, а может и нет. По крайней мере у него открылись глаза на себя – это уже хорошо. Теперь ему можно на новом уровне разбираться с собой. И хочется верить, что если он искал как спастись до встречи со Христом, то теперь станет этого искать еще сильнее.
Все мы хотим спастись. По крайней мере, все мы так о себе думаем. Но попутно выясняется, что, кроме этого, мы хотим еще много чего. И часто мы этого «чего-то» хотим сильнее, чем спастись. И когда это «что-то» вдруг появляется в нашей жизни, то мы о спасении как-то забываем.
И когда Господь в очередной раз говорит нам: оставь все (то есть все эти земные игрушки) и следуй за Мной, когда случается ситуация, что нужно исполнить Его заповедь, и чего-то лишиться ради нее, то мы «даем заднюю», выражаясь нынешним новоязом. Как этот юноша: с печалью отходим.
Господь сказал: исполни заповеди. Чтобы по-настоящему, с пользой для души, исполнить заповедь Божию, нужно обязательно чего-то ради нее лишиться: ни денег, так времени, ни сил, так нервов. Добродетель, ради которой ты ничего не лишился, не вменяется в добродетель.
А если ты на добродетели еще и зарабатываешь – то это вообще печально. А заработать можно не обязательно деньги. Можно потешить свое тщеславие, например, или властолюбие. А можно просто, что-то исполняя, получать обманчивую внутреннюю нирвану, которая не тревожит человека вопросом юноши: как спастись?
Впрочем, у некоторых, получается неплохо заработать на заповедях и в буквальном смысле. Та самая каста попов-профессионалов, к которой юноша не пришел, она бы научила его, как это делать.
Можно исполнять заповеди, и терять при этом что-то земное ради Небесного. Тогда мзда твоя многа на Небесех. Можно исполнять заповеди, и на этом зарабатывать – за это на Небесах мзды не будет, но это лучше, чем совсем ничего.
А еще можно ничего не исполнять, но делать вид, что исполняешь, и на этом еще и зарабатывать. За это Господь обличал фарисеев, называя их лицемерами. Лицемерие – это игра, имитация, причем обычно мотивированная чем-то земным. Лучше ничего вообще не исполнять, чем создавать иллюзию, даже если ты и сам в нее поверил.
Неисполнение заповедей без иллюзий и игры лучше, чем неисполнение с иллюзиями. Первое может привести к покаянию и исправлению, второе – вряд ли.
А лучше всего исполнять заповеди, стараясь это делать искренне и ради Бога, а Господь управит и то, что человекам невозможно. Будем надеяться, что и этого юношу и нас минует участь предпочесть что-то в этом мире Богу!