Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Слово в неделю 13-ю по Св.Пятидесятнице, 2025 год

Когда мы слышим эту притчу о злых делателях, где Господь в деталях предсказывает собственную смерть, упоминая, что она произойдет вне городских стен, нам как-то даже утешительно становится: не мы это сотворили, не о нас притча сия.

Не нам она сказана, не мы скрежетали зубами, когда Он ее говорил, не мы убили Сына Хозяина виноградника. Это все иудеи треклятые. А мы белые, пушистые и православные.

Но, во-первых, Христа распинали не только в Иудее, а так или иначе в любой стране, которая становилась христианской. А во-вторых: кто сказал, что эта притча вообще о каких-то общественных и исторических событиях? Точнее – только о них? Она об отношении человека с Богом, о таком варианте этих отношений, при котором каждый из нас может стать злым делателем в Божием винограднике.

Где этот виноградник? В Палестине или в Подмосковье? Внутри нас, на земле нашего сердца, Господь в нас насадил виноградник Свой и снабдил всем необходимым инвентарем: дал рассудок, чувства и другие силы души. И еще дал способность всем этим правильно пользоваться. Ну и свободу, конечно. И мы должны принести Ему плод – наше спасение.

Вопрос: зачем это Ему нужно? Разве Всесильный и полностью Самодостаточный Творец может в чем-то нуждаться от Своей твари? Нет. Ему это не нужно. Он без нас прекрасно всегда был, если слово «был» вообще тут уместно. Его полнота не оскудеет, если нас вообще не станет. Просто Он возлюбил Свое создание, и хочет этого плода – нашего спасения. Хочет для нас так, как будто бы для Себя.

Но вместо этого плода человек может весь полезный инвентарь своей души использовать себе во зло и на погибель. Но Господь этого не хочет, и продолжает снова и снова призывать нерадивых делателей к покаянию: посылает всяких посланников, да еще и Сына Своего.

А чего так мягко – спросим мы? Почему призывает? А чего бы не заставить? Ну да, в мире людей так мягко не принято. Машину с ОМОНом, всех мордой в пол – и нет проблем: все слушаются и исполняют. У людей принято именно так. И сатана такими методами охотно пользуется.

Но принуждение – это не метод Бога. Он и так полновластный Хозяин Вселенной, и если бы Он хотел, то мог бы принудить кого угодно к чему угодно. Это для Него вообще не проблема. Но Бог ищет любви и свободы. Творить послушных роботов Ему не интересно, Он ищет сынов, добровольно отдавших Ему свое сердце. Только так можно стать участником Его жизни и Его радости.

А тех, кто заблудился и не приносит плодов спасительных, Он терпеливо вразумляет, посылая вестников своей воли: всякие обстоятельства жизни, которые должны человека вразумить. И рано или поздно Господь ставит человека перед решительным выбором: как бы посылая к нему Своего Сына как последнее предупреждение. Ставя перед выбором между добровольной погибелью или покаянием.

 Может усрамятся Сына Моего? Не усрамились в свое время люди в Иудее, и не срамятся и до сих пор, и не в Иудее. И мы часто не срамимся, произвольно согрешая, и тем отвергая Его благие заботы о нас.

Упорствующих до конца в таком состоянии ждет печальная участь, ведь всему в этой жизни есть предел, и у человека ресурсы жизни ограничены. Тут даже дело не в долготерпении Божием: оно не годами или десятилетиями исчисляется. Человека Бог спасает, пока есть что спасать. Господь раздувает в нас искру, пока эта искра есть. А если ее там уже нет, но только пепел и зловоние, то какой смысл на нее дуть?

Как не стать злым делателем? Для этого нужно для начала понять и запомнить, что все, что у нас есть – не наше. Мы пользователи. И не только тело не наше, но и ум, и все силы души, и все личные наши способности – все это лишь инструмент, инвентарь, данный нам в аренду. Все придется вернуть, и за все придется ответить.

У нас все чужое. А тогда кто же такие мы, если все чужое? Что у нас наше? Не тело, не ум и не чувства. Мы и наше это то, что всем этим инвентарем распоряжается, что совершает выбор. С этим выбором мы и останемся в вечности. А к выбору уже что-то приложится или не приложится. Дай Бог, чтобы наш выбор был таким, что к нему бы приложилось.