Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Слово в неделю 3-ю по Св.Пятидесятнице, 2023 г.

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно».

О чем это? Телом тут названо все естество человека, вся наша природа. А вот что это за око, которое одновременно и светильник? Что это за орган у нас такой, которым мы и видим – око, и он же просвещает нас – светильник?

Это – самое главное в нас, в этом духовном органе запечатлен образ Божий. Это око иногда называется умом (не рассудком, а именно умом) иногда – сердцем, иногда – духом человека. Это око пропускает, или не пропускает, Бога внутрь нас. От чистоты этого ока зависит то, насколько Бог в нас пребывает.

Самого Бога затемнить невозможно, а вот Его присутствие в нас может быть большим или меньшим, и это зависит от нас. Господь не просто дает нам Самого Себя, но еще дает и пульт управления дверями, через которые Он в нас входит, чтобы не оказаться для человека непрошенным гостем.

Бог не ломится в наши сердца, а ждет, когда Его призовут, соблюдая нашу свободу, которая есть отражение Его совершенной свободы. Если убрать из нас эту свободу, то мы перестали бы быть Его образом.

Как пользоваться регулировками? Как это око сделать светлее? Вот дальше поясняется основной принцип устройства человека: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».

Для начала нужно прекратить служить другим богам, перестать быть идолопоклонниками. В обывательском понимании «служение другим богам» — это хороводы вокруг деревянной статуи. Увы, все хуже. Мы служим иным богам каждый день. Каждый раз, когда грешим, когда злимся, когда просто забываем о Боге. И первый ложный бог, которому мы служим – это мы сами.

Служим этому иному богу мы в том числе и тогда, когда осуждаем. На теме осуждения стоит остановиться особо. Это всегда актуально, а нынче – тем более. Сегодня все всех осуждают.

Осуждение бывает разное. Иногда осуждают конкретного человека за конкретные дела – и это тоже грех. К примеру: «условный вася» сегодня напился – ах, какой плохой «вася». Это осуждение.  Как избежать греха, при том, что назвать грех – грехом все же необходимо? Для этого нужно вынести «условного васю» за скобки, и отметить, что напиваться плохо, и пьянство – грех. Тут никакого бы осуждения не будет. Будет полезное рассуждение.

А бывает худшее осуждение: списками. Так осуждал фарисей из притчи. Все люди у него были поделены на категории – вне зависимости от личных грехов. Он только один и был человек в своих глазах, а остальные – не люди. Остальные – грешники, а грешник – это ведь не совсем человек. Внося человека в какой-либо список, мы лишаем его звания человека. Это хуже, чем осуждение конкретного человека, о котором мы хотя бы знаем, что он согрешил.

Фарисей всех, кроме себя, поделил на категории: «грабители, обидчики, прелюбодеи». Он познал всех людей, как он полагал. Это, конечно, крайний случай безумия. Но мы мало чем отличаемся от него, если объединяем людей в списки по национальному, религиозному или еще какому-то признаку.

Удивительно, но в наше время еще есть люди, которые всерьез рассуждают о неполноценности или наоборот, особенной ценности какой-либо расы, национальности или социальной группы. Напомню, чем в истории заканчивались такие списочные осуждения. У Гитлера были виноваты евреи, у большевиков – буржуи или кулаки. А кто-то кричит глупейший слоган: мы русские – с нами бог. Заканчивалось всегда резней.

А у нас может закончится погибелью души, ведь это и есть служение другим богам, которое замутняет внутреннее око сердца, и не допускает в нас Господа. При чем тут другие боги?

Человек, осуждая других, в этот момент становится мерилом, правилом и идеалом в собственных глазах. За скобками любого осуждения звучит: «конечно же, я не такой, как эти».

Человек садится на место судьи, занимает место Бога, делает бога из себя, и служит этому ложному богу.

Научиться не осуждать необходимо для спасения, но просто от ума – это невозможно. Это приходит с опытом, но опыт может быть очень тяжелым, а может не очень. Тут все в наших руках, как и вообще все настройки нашего сердечного ока.