Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Слово в неделю 36-ю по Св.Пятидесятнице, 2024 г.

«Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» – строго отвечает Господь хананейской женщине-язычнице, в ответ на ее усиленные мольбы о помощи. Звучит это так: «Вы кто гражданка будете по национальности? Ханенянка? Извините, я не к вам. Свободны. И вообще вы псы».

Значит ли это, что всем не евреям на этом месте можно закрыть Евангелие, отложить его в сторонку, и вернуться к богам предков? Ведь получается, что Господь пришел не к ним. Не повезло: не вышли лицом и всем остальным.

Но что-то нам подсказывает, что это не так. Хотя бы то, что ученики Христа считали иначе. Апостол Петр был первым, кто крестил не еврея Корнилия, кстати – римского офицера. Павел добился решения апостольского собора о ненужности всех обрядов Моисеева Закона, для обращенных в христианство язычников. Другие апостолы проповедовали всем народам. Так как же быть со словами Христа о том, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева?

А так: «дом Израилев» не тождественен еврейскому этносу. И вообще никакому. Это не народ, это – Церковь. Отмотаем немного в историю, и увидим, что к дому Израилеву очень часто присоединялись люди, совсем никакого отношения к евреям не имеющие. И не просто присоединялись, а занимали там не последние места.

Сам Моисей был женат на иноплеменнице. А родословие Христа? Уж, казалось бы, тут все должно быть чисто и по-еврейски стерильно. А нет: вот Рахав Иерихонская – совсем не еврейская женщина. Но она со всей своей семьей была принята в народ Божий. Другая женщина – Руфь-моавитянка, тоже не еврейка. Обе заняли место в ряду предков Христа по плоти. То есть к народу Божию – к «дому Израилеву» – можно было присоединится. Это оговаривалось и в Законе Моисея.

И в сегодняшней истории хананеянка тоже присоединяется к дому Израилеву. Как это происходит? Так же, как и всегда, когда люди присоединяются к Церкви: через веру и покаяние. Кстати, и отпадают от Церкви так же: через потерю или извращение веры, или грехи – дела противоположные покаянию.

Что у нас с верой хананеянки? Вера у нее была языческая, но это раньше. А теперь она исповедовала Иисуса Сыном Давида – т.е. Мессией. Это значит, что теперь вера у нее в самом главном – правильная. Но Господь ждет от нее чего-то еще, и говорит жесткие слова о псах.

Псы – это нечистые животные, как и язычники нечисты для иудеев. И она не возражает. Признать себя псом – значит признать свое нечестие, публично покаяться в своем язычестве. «Да Господи, всю жизнь была язычницей, но ведь и на таких псов как я Ты изливаешь Свои милости»! То есть, вот они: покаяние и исповедание веры. И после этого Господь исполняет ее молитву. Это значит, что он принял ее в «дом Израилев».

Теперь и она – Новый Израиль. И не только она. Новым Израилем апостол Павел называет всю Церковь Христову, в которой нет уже не иудея ни варвара, ни скифа, ни эллина. Все человеческие различия исчезают в Теле Христовом.

Для настоящего христианина не должно быть ни стран, ни государств, ни национальностей. Они, конечно же есть, в житейском плане, но житейское и должно быть на житейском месте, и не мешать главному. А главное – не отпасть от Церкви ни грехами, ни заблуждениями, ни национальной гордыней.

Для христианина есть всего две страны: Церковь и «мир сей». И этот «мир сей» – во зле лежит, по слову Писания. Причем весь, целиком. Несмотря на то, какой это мир: русский, греческий или еще какой-то. Нет ничего вне Церкви, что бы во зле не лежало.

Многие думают, что у Церкви и «мира сего», есть земные границы, которые могут совпадать с государственными. Как бы есть хорошие страны, а есть плохие. Особенно сейчас это в головах у многих. Так нельзя было думать даже во времена христианских Империй. Было много случаев, когда Святые защищали православие, находясь в нехристианских государствах.

Все страны мира плохие в духовном плане, потому что в плане духовном быть хорошей может только Церковь. Хуже всех: те страны, где гонят и преследуют христиан. Лучше: те, где дают верить во что хочешь.

У христиан нет на земле географической точки, куда бы они обращали свой взор во время молитвы. У мусульман есть, и у иудеев есть. А мы обращаем свое лицо в молитве на Восток. А Восток – это не земная координата. Восток – это и Сам Бог – такое Имя у Него есть в Писании («Восток Имя Ему»), Восток – это и Небеса – Божий мир, Восток – это и та сторона, откуда Господь Иисус Христос, по Его обещанию, придет во втором пришествии.

Все мы, как хананеянка, а точнее – аки псы, ищем крошек под столом духовной трапезы святых Отцов наших. И по вере нашей, и по усердию нашему, и будет нам. Поскольку просящий получает, ищущий находит, а стучащему отворяют.