Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Слово в неделю 4-ю по Св.Пятидесятнице, 2023 г.

«Истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры» - сказал Господь про сотника. Какая-такая особенная у него была вера, которой не было у других? Разве вокруг были атеисты? Капернаум – еврейский городок, там даже язычников не было. Кругом – правоверные иудеи. Тогда, о чем говорит Господь? О вере в Него. Господь в Израиле не нашел правильной веры в Себя.

Кем был Иисус для основной иудейской массы? Для тех, кто за Ним ходил, видел чудеса и получал исцеления? Этот вопрос Господь однажды задал апостолам: «за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». Апостолы ответили: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Вот такая вера в Иисуса была в Иудее.

Но Господь искал не такой веры. Другую веру исповедовал в этом же диалоге Петр: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго». Вот это была правильная вера: «Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах».

При чем тут сегодняшний сотник? При том, что вера сотника оказалась тождественна вере Петра. Сотник говорит: «…Скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает».

Иными словами: «Ты хозяин Неба и земли, Ты – Бог». Языческий сотник не мог выразиться как иудей Петр, но суть его исповедания именно такова. В данном случае сотник – то же Петр, и каждый из нас Петр, если его жизнь стоит на этом камне верного исповедания Христа.

Почему так важна правильная вера? Потому, что ложная вера пользы душе не приносит. А правая вера соединяет с Богом: «… Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» - говорит Господь Петру. То есть правильная вера есть результат действия Бога в человеке. Но, есть и не совсем приятный бонус у правильной веры: она может разлучить с близкими. Почти всегда вера разделяет людей.

Сегодня сотник из Капернаума почти ничем не выделяется из толпы. Но скоро вера их разделит.  Толпа, которая почитала Иисуса за пророка, будет кричать «распни», а сотник, как и Петр, со своей верой станут церковью.

Это особенно важно вспомнить нам в день памяти нашего любимого и почитаемого святого – святителя Иоанна Шанхайского. Мы знаем его как пастыря, подвижника, молитвенника, аскета, который даже не спал лежа, чудотворца, прозорливца и исцелителя. В нем много всего замечательного. Но один из важнейших моментов его биографии, связан именно с верой и с разделениями, ради веры. Это было очень не просто. Это был выбор наперекор массе всяких обстоятельств, и св. Иоанн проявил и твердость, и мужество и настоящее рассуждение.

Напомню исторический контекст тех событий. Он может показаться немного скучным, но зато дает представление о том, как сложно было св. Иоанну. Напомню, что эти события происходили между 45-м и 49-м годами 20-го века в Китае, где вл. Иоанн был тогда епископом.

Суть была в том, что русским в Китае, а это около 125 тысяч человек, нужно было срочно Китай покидать. Почему? После изгнания японцев в 45-м году, в Китае снова вспыхнула гражданская война. Коммунисты постепенно побеждали. Перед русскими встал вопрос: куда бежать?

Советский Союз, после окончания Второй мировой войны, оказался на пике мировой популярности.  После Германии, была разгромлена Япония, которая перед этим устроила на оккупированных территориях Китая жуткий геноцид. Это усиливало популярность СССР и в Китае. Страну наводнила советская агентура. Советское правительство предложило всем русским гражданам Китая советское гражданство и переезд в СССР.

Незадолго до этого в советской церкви произошла смена красных патриархов. Умер одиозный Сергий Страгородский и его место занял более привлекательный для эмигрантов Алексий Симанский – человек из еще дореволюционной аристократии. А Синод Русской Зарубежной церкви, к которому относился Китайский епископат, и который до этого располагался в разрушенном Берлине, наоборот, на какое-то время вообще куда-то исчез.

Большинство русских в Китае открыто симпатизировало СССР и желало переехать именно туда. В итоге переехало около 100 тыс. человек.

Но не все хотели ехать в страну победившего безбожия. Те, для кого вера была центром жизни, понимали, что в СССР им дороги нет.

Тем временем в Китае усиливалась активность советской разведывательной агентуры. Она оказывала невероятное давление на русских епископов. В итоге все епископы, кроме одного, приняли советское гражданство и перешли в подчинение красного патриарха. Паства разделилась. Большинство было настроено просоветски.

Угадайте, кто этот единственный епископ, об которого обломала зубы советская агентура? Правильно. Это святой Иоанн Шанхайский. Он остался верен Зарубежному Синоду, который в 46-м году возобновил свою деятельность, и передал под омофор св. Иоанна остаток верных в Китае.

Как только его не заманивали в Моспатриархию! Его даже специально пригласили на просмотр рекламного фильма о выборах советского патриарха Алексея I, чтобы он узнал про счастливую и свободную жизнь православных в СССР. Фильм он посмотрел, но в патриархию идти отказался, после чего его пастве пришлось заботится о его безопасности.

Почему вл. Иоанн принял такое решение? Ведь известно, что он некоторое время колебался. Общины раскалывались, семьи резались по живому. Прямо обещанные Господом меч и разделение. Вл. Иоанн был человеком святой жизни, подвижником и молитвенником. И, конечно же, он молился, чтобы Господь открыл ему путь, которым нужно идти.

А идти было толком некуда. Все приграничные страны, отказались пускать на свои территории беженцев из Китая. Все, кроме Филиппин. Но идти в Филиппины, это было почти как броситься в море.

Для нас очень важно то, какое решение Бог внушил св. Иоанну: Китай оказался Египтом, и нужно совершить Исход. Для Исхода нужен Моисей, и св. Иоанн стал русским Моисеем. Он с паствой совершил Пасху – поход через море. Почти «яко по суху», надеясь только на Бога.

Вот так разделяет людей вера: вчера вроде все были православные, и вдруг разделились. Те, для кого вопрос веры не был жизненно важен – поехали в СССР. А для кого важен – пошли за св. Иоанном.

Впрочем, мы не понаслышке знаем, как происходят такие разделения. Было время, когда и мы, и те, кого теперь с нам нет, были в одном храме. Казалось бы, у всех была одна вера и одни интересы. Было комфортно и уютно.

Но вот, обнаружилось, что земля, о которой мы думали, что она наша, на самом деле – Египет, и пришлось определяться. Не стоит думать, что это вышло случайно: так устроил Господь. И каждый сделал свой выбор.

У нас на глазах, в масштабе одной общины, произошло то же, что в свое время в Китае, а до этого происходило, и будет еще происходить множество раз, т.к. такие разделения из-за веры – обычная жизнь Церкви. Господь постоянно заставляет нас выбирать. И выбор веры – один из главных.