Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Слово в неделю 6-ю по Св.Пятидесятнице, 2023 г.

«… Что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» - сказал Господь, исцеляя парализованного. Некоторые сделали из этих слов Господа такой вывод: все болезни от грехов, не греши, и будешь здоров.

Это верно только в том смысле, что нужно не грешить. Но, во-первых, не грешить нужно не ради здоровья. А во-вторых, человек здоровым в этой жизни все равно не будет. Мы знаем, что болеют малые дети, которые еще и думать не умеют, не то, чтобы грешить. Мы знаем, что болели и умирали от болезней и святые, которые сами могли исцелять других. Тогда, о чем же эти слова Господа?

Господь пояснил, о чем. Главным образом о Нем Самом: «… чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». Этим Господь еще раз пытается донести до сознания людей Кто Он. Пытается привести их к правильному познанию Себя. Потому, что спасение, которое Он принес, не в чудесах, и не в еще одном исцеленном Им паралитике, а в Нем, и оно начинается с правильного познания Его как Бога.

Люди должны были понять Кто Он. Вот некий человек, Иисус из Назарета, говорит, что Он имеет власть прощать грехи. Если Он лжет, то как исцелился паралитик? То есть, утверждение Христа о том, что Он имеет власть прощать грехи, подтверждено чудом. Так Кто же Он?

«Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам». То есть самого главного народ так и не понял. Прощать грехи может только Бог. Это аксиома. И не давал Бог такой власти человекам, потому что это невозможно. Почему невозможно?

Потому, что простить грех, это не то же, что простить обиду или вину. Простить грех может только тот, кто может устранить его последствия.

И тут предстоит понять, что такое грех вообще. Это – не просто поступок против той или иной заповеди Бога: все сложнее. Грех – свободный акт нашей воли против некоего бытийного закона. Не против написанных или сказанных слов, а против самого устройства мира.

Извне заповеди смотрятся как запреты, смысл которых не всегда ясен, но каждая из них – как закон тяготения. Нарушишь такой закон – покалечить самого себя.

Вот, например, на газоне стоит табличка с надписью: «не ходить». Это – заповедь «извне». Ее суть не ясна. Непонятно, почему нельзя ходить: ровный газон, зеленая травка. А там под табличкой либо открытый колодец, или обрыв кабеля, или мина. Это – причины заповеди, которые могут быть не видны.

По сути, заповедь – одна. Она даже не закон, а факт. Она в том, что Бог в центре Мира, и вне Его нет жизни. Поэтому грех – это любое отступление от Бога. Нам открыты Божественные свойства: любовь, милость, святость, справедливость, истинность, и грехом будет любое отступление от этих свойств в нашей жизни.

Все что не по любви, не по милости, не по истине и не по справедливости – грех. Все, что вредит нам или ближним – грех. Все, что уводит от Бога – грех. Просто забвение Бога – грех: как можно забывать о Самом Главном во вселенной?

Грех не тем опасен, что за него накажут: мы видим, что вся история Евангелия – не о наказании людей, а об их спасении. Грех – и есть уже наказание. Его последствия – отдаление от Источника Жизни и Бытия, а значит – страдания и смерть.

Все, данные в Откровении Божием заповеди – отражение этого факта: вне Бога нет жизни. Извне – они просто слова, а на самом деле каждая – предостережение от смерти. Такой была заповедь в раю: «Не ешьте: а то умрете». Съели и умерли. Точнее – стали смертными.

Кто же может простить грешника: того, кто упал с крыши, наступил на кабель или выпил отраву? Только Тот, кто может исправить последствия этого, Тот, Кто способен дать жизнь умирающему.

Бог потому не дает никому власть прощать грехи, что никто из людей не может понести последствия даже своих грехов, не то, что других. Бог Сам приходит на землю во плоти человеческой, чтобы принять на Себя грех мира – понести последствия отпадения от Него всех людей в принятой Им на Себя человеческой природе. Это и должны познать люди. В этом познании – начало их спасения.

Некоторые это поняли, например Петр, который исповедовал Христа Сыном Божиим. Но это, увы – не в сегодняшней истории.