Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Слово в неделю 7-ю по Св.Пятидесятнице, 2023 г.

В сегодняшнем чтении рассказывается, как Господь с учениками идет по Иудее и творит чудеса и исцеления. К Нему обращаются слепцы, прозревают и присоединяются к шествию. Позже появляются фарисеи, и обозначается разделение, которым позже разделится все человечество. Это нормально: Господь Сам сказал о Себе, что принес «не мир, но меч и разделение». Собственно, Он и Есть тот Меч, который проходит сквозь сердца и умы.

Вот и сейчас. Слепцы, не видя, умудряются поверить в Иисуса как в Мессию и исцелиться. А фарисеи, видя все это, умудряются не поверить в Него, да еще и придумать, что Он творит чудеса силою князя бесовского.

Странно, если учесть, что фарисеи, как кажется, находятся в преимущественном положении. Сколько у них бонусов: и грамотные, и зрячие. А у слепцов наоборот: нет ни образования, ни глаз.

И возникает вопрос: как же так? Кто вложил в головы этим слепцам, что человек, которого они не видели, может их исцелить? Ведь в это же нужно сильно поверить. И Господь переспрашивает их: а вы точно верите, что Я могу исцелить вас? И они уверенно отвечают: да. И наоборот: как грамотные и подкованные в Писании фарисеи, так умудряются вывернуть себе мозги, что видят чудеса Божии, и принимают их за действия бесовские?

А за всем этим стоит более серьезный вопрос: а что вообще определяет нашу веру, наше поведение и, в конечном итоге, нашу жизнь?

Лет полтораста назад родилась теория, согласно которой бытие определяет сознание. А именно: способы жизнеобеспечения, т.е. то, как человеку достаются материальные блага, определяет его взгляды на жизнь.

Надо признать, что авторы этой теории во многом правы. Вот, кстати, сегодняшние фарисеи полностью подтверждают марксистский догмат: у них бытие определило сознание. Они отвергают Иисуса, потому что видят в Нем очевидную угрозу своему статусу. Так ведут себя животные у кормушки, когда видят конкурента.

И во все времена мы видим нечто похожее. То есть определенная взаимосвязь налицо. Почему это так? Потому, что человек – все же животное, хотя и разумное, по слову свт. Григория Нисского. И эта наша животная природа подчиняется законам животного мира. Животная природа – это не только тело, это и психика, и социум.

Изобретатели диалектического материализма увидели одну из причин человеческого поведения, и решили, что она все определяет. Другие ученые, стоящие у основ психоанализа, увидели другие мотивы человеческого поведения, и решили всего человека объяснить через них.

Но человека, его поведение, и особенно то, что мы называем жизнью души, не возможно объяснить ни материальным бытием, ни от принадлежностью к какой-то группе в социуме, ни базовыми влечениями психики. Точнее можно объяснить, но не до конца, а значит все эти объяснения не верны.

Это потому, что человек, хоть и животное, но особенное. И это не только мнение святых Отцов. Один из ученых, отцов-основателей аналитической психологии, говорил, что «человек — это животное, которое сошло с ума». Странное животное. В чем же эта странность человека? В чем наше отличие от остального животного мира? В свободе, которую мы в себе чувствуем и осознаем.

И эта наша осознанная свобода – первый признак иноприродности человека, инородности его всему материальному миру, жизнь которого жестко обусловлена причинно-следственным связями. Весь мир не свободен, а мы – свободны. Значит: мы тут гости.

Это не только религиозная доктрина. С религиями – все понятно. Любая религия верит в человеческую свободу. Потому, что в любой религии есть заповеди, правила и предписания. Их можно исполнить, а можно не исполнить – и это доказательство свободы. Какой смысл давать заповеди тому, кто не свободен в выборе?

Но и без религии все человечество всегда знало, что человек свободен. Поэтому существовали и существуют законы, суды и наказания для преступников. А ведь если человек не свободен, то он и преступником быть не может. Если поведение человека обусловлено не им самим – то, за что его судить? Он же сам не выбирал.

Наша свобода берет начало в Боге, она – часть Его образа. И больше ей не откуда в нас взяться. Кстати, это самое простое доказательство Бога.

Конечно, мы не очень свободны. Мы, в нынешнем падшем состоянии: с наследственностью, воспитанием, детскими травмами, базовыми влечениями и зависимостью от способов жизнеобеспечения, свободны, может быть, на один процент. Зато на самый главный. Мы свободны в выборе, того, какой цепочке закономерностей подчиниться.

Вот сегодняшние фарисеи оказались в положении животных у кормушки, но могли и не оказаться. Это они добровольно так поступили. Это – их выбор.

Они могли бы выбрать другую, не дарвиновскую, зависимость. Какую? Такую же, какую выбрал Петр, бросив сети и пойдя за Иисусом, или Матфей-мытарь, бросивший деньги (!!!), или Закхей или Савл – примеров много. Зависимость от Бога.

Человек выбирает, по каким законам жить. Какой уровень зависимостей будет его вести. У кого-то бытие будет определять сознание, кто-то признает, что его ведет наследственность, или воспитание, или среда, или инстинкты. А кто-то выберет Бога, как сегодняшние слепцы.

Они сумели нарушить, казалось бы, незыблемые законы этого мира. Они обратились напрямую к Тому, Кто выше всех законов, и Он перешагнул через эти законы, ради их выбора и их веры.

Кто верит в нерушимость законов природы, для того они нерушимы. А кто верит в Бога, для того вообще нет законов и зависимостей. Тот может прозреть в одно мгновение, обратившись к Богу, как эти слепцы. Или ходить по водам, как Петр. Высший девиз нашей свободы: «все возможно верующему».