Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Слово в неделю о Фоме, 2023 год

Каждое воскресенье после Святой Пасхи мы будет говорить о каком-то духовном даре.

Если говорить в общем, то воскресение Христа дало нам обОжение. Это – жизнь в Боге, внутри Божественной Жизни, точнее – жизнь Жизнью Бога. Но дано это нам не автоматически, не просто по факту того, что Христос воскрес, или даже того, что мы во Христа крестились и Христу в Таинстве Евхаристии причастились. Отнюдь. Это дано нам в потенциале – как семя, которое мы должны вырастить.

В семени ведь присутствует все дерево – не так ли? Конечно. Но семя – еще не дерево. Так и воскресение Христово после того, как мы крестились во Христа – наше воскресение. Но мы еще не воскресли. А как увидеть, что христианин уже воскресает, что в нем уже воскресает Христос?

По плодам. Блажен, кто эти плоды нелестно увидит в себе, но это бывает редко: безопаснее видеть Божественные Дары в других, а именно – в святых. И сегодня мы рассматриваем такой дар, как вера. Об этой настоящей вере говорит Господь, обращаясь к апостолу Фоме: «Блаженны не видевшие, и уверовавшие». Блаженны не те, кого ткнули носом в факт, который невозможно отрицать, а те, кто нашел Бога в глубине собственного сердца.

«Мiр сей», силится найти Бога как факт бытия, как математическую формулу. Найти, пощупать, увидеть, или хотя бы доказать. А это невозможно. А если такое и было бы возможно, то Бог сделал бы так, чтобы это было невозможно, потому что это – не полезно. И «мiр сей», не находя Бога, как доказуемую или наблюдаемую реальность, загрустив ненадолго, говорит в сердце своем – «несть Бог». Потому, что для мiра нет того, что нельзя ни увидеть, ни доказать.

Почему Бог не даст Себя доказать? Потому, что в доказанной вере нет ценности, так как нет свободы. Факт – это то, что свободу не предусматривает. Уперевшись глазами или умом в факт, мы теряем свободу. Свобода там, где неопределенность и противоречивость, где невозможно доказать. Где нужно пользоваться не рассудком, а именно умом. О том, какая разница между этим, мы обязательно как-нибудь поговорим. 

Вера – вот реализация свободы, которая и нужна Богу. Поэтому «блаженны не видевшие, но уверовавшие». Им «не плоть и кровь» – не телесные очи или рассудок открыли Бога, но Отец Небесный, коснувшийся самой глубины Ума (оно же – сердце). Такая вера – не есть состояние человеческого ума, но действие Бога в человеческом уме. Блаженны те, кто дал Богу действовать в себе.

Впрочем, наш Фома, который сегодня требовал доказательств – это не «мiр сей», иначе бы никогда не явился ему Христос. Можно предположить, что в основе неверия Фомы, был страх поверить в столь великую радость. Слишком оглушительная эта весть – воскресение Христа, чтобы поверить в нее сходу. Фома боялся разочароваться, боялся поверить от любви к Господу. Потому и явился Ему Господь.

А мы должны быть не видевшими телесными очами, но увидевшими внутренним оком ума. Уверовавшими не от рассудочных выводов, но от действия Божия.

И есть еще, несомненно, один важный аспект. Благая весть о воскресшем Христе будет звучать в мире, где до этого господствовала такая система философских взглядов, согласно которой материя и плоть – это зло. И чем дальше от них – тем лучше. И совсем уж смешно эту плоть воскрешать и тащить на Небеса. Именно поэтому ап. Павла осмеяли в Афинском ареопаге, как только он упомянул о воскресении.

Появится множество людей, которые будут считать себя христианами, и будут учить, что Бог не на самом деле воплотился, или не на самом деле страдал, умер и воскрес. Просто так казалось.

Ну не может же быть такого, чтобы Бог в эту гнусную материю облекся, да еще и воскресил ее для вечной жизни. Это же только видимость – так будут учить вчерашние платоники или стоики.

А церковь всегда будет утверждать, и Фома нам в этом свидетель, что Бог истинно стал человеком, истинно пострадал, истинно умер во плоти, и реально воскрес. Потому, что, если это было не истинно – нет нам в этом никакой пользы. А если истинно воскрес Христос – то и мы истинно в Нем воскреснем.