Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Слово в неделю о самаряныне, 2023 г.

Неделя о самарянке – это не только история о встрече Господа с самарянской женщиной, беседа с ней, в которой Господь открыто называет Себя Мессией и говорит очень важные вещи, это еще и обращение ко Христу целого самарянского города. Довольно известного – Сихема. Это очень важное событие во всех отношениях. Самаряне оказались ближе Христу чем иудеи.

Кто такие самаряне? Иудеи считали их, во-первых, почти иноверцами, хотя самаряне верили в того же Бога, у них было почти такое же Священное Писание, и они, как мы слышим из уст самарянки, тоже ждали Мессию.

То есть, самаряне были сектой внутри иудейства. В нормальном, не вульгарно-обывательском смысле, слово «секта» не несет в себе никакого негативного значения. Секта это – направление, традиция внутри некоторой религии. В данном случае – внутри иудейского мира, в котором и без самарян не было никакого единства, а были одни секты-направления.

Например, две ведущие секты: фарисеи и саддукеи имели между собой такую пропасть в вере, что отличились друг от друга может быть больше, чем от самарян.

Но тут есть «во-вторых», и это «во-вторых» ставило самарян в особенное положение. Самарян считали иноплеменниками, а это очень меняет дело, ведь иноплеменники всегда по умолчанию - чужие.

Иудеи не считали самарян своим народом, на том основании, что самаряне не были потомками тех иудеев, которые вернулись из вавилонского плена. На самом деле, это совсем не означает, что самаряне не были иудеями. Но и они воспринимали других жителей иудеи как иной народ. Возникла многовековая брезгливая неприязнь при необходимости жить рядом.

А Господь относился к самарянам с большой симпатией, хотя и сказал, что «спасение от Иудеев». Часто Он ставил их в пример: вспомним притчу о милосердном самарянине. А в истории с десяти прокаженными именно самарянин вернулся благодарить Господа. Да и сегодня Господь говорит с самарянской женщиной. Евангелист Иоанн отмечает, что ученики были поражены этим фактом, но не осмелились спросить Учителя, как это такое возможно. Но видно, что по их понятиям это за рамками дозволенного.

В чем причина такого отношения Господа к самарянам? Мы сегодня видим в чем: они Его приняли очень легко, а иудеи всех почти направлений – нет.

Господь настолько был терпим к самарянам, что иногда иудеи, желая максимально оскорбить Его, изрекали вот такие пассажи: «не правду ли мы говорили, что Ты Самарянин?» - такое вот сильнейшее ругательство.

У самарян были свои традиции и обычаи. Было свое священство и священное место для жертвоприношений, где жертвы, кстати, приносятся и до сего времени.

Неудивительно, что первый вопрос, который самарянская женщина задает Господу, осознав, что перед ней Божий человек, это вопрос о многовековом споре самарян и иудеев – о священном месте жертвоприношений. Кто же прав? Где Бог принимает жертвы? И ответ Господа – главное в этой беседе.

Господь отвечает, что спасение от иудеев. От каких именно? От фарисеев и саддукеев? Нет. Он говорит «мы знаем Кому поклоняемся», т.е. это Он говорит о Себе и Своей общине, а не о всех иудеях. О главных иудеях – фарисеях и саддукейском священстве Он скажет, что их отец – диавол.

Самарянка спрашивает, где этот единственный в мире священный Храм, в котором Бог принимает людские молитвы и жертвы? Напомню, что это у нас, православных, храмов много, а у иудеев, а самаряне – это иудейская секта, храм может быть только один.

Господь отвечает так, что можно сделать вывод, что теперь храм географически нигде, но он и везде. Что это значит? С Его пришествием и жертвы и храм стали больше не нужны. Он Сам – Жертва и Сам - Храм. Апостолы это отметят: Его Тело – Храм, который иудеи разрушили, и который Он восстановил за три дня.  

Он – единственная Жертва Богу, принесенная Богом, но от людей, поскольку Бог явился в человеческом естестве. Одна жертва и на все времена. Люди, которые хотят принести Богу жертву, должны не новые жертвы приносить, а к этой Жертве присоединиться, соучаствовать в ней, приобщиться к ней.

А приобщение происходит не в храмах из бревен и кирпичей, которые, впрочем, тоже пригодятся, а в самом человеке, который сам должен стать Храмом, в котором должно совершаться поклонение Отцу в Истине (которая Есть Сам Христос) и в Духе, Которого Он пошлет ученикам.

Человек по природе не самодостаточен, он – жилище. Либо он храм Божий, либо вертеп демонский. И рано или поздно мы все придем к одному из этих результатов.