Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Слово в неделю о слепорожденном, 2023 г.

«И будешь ум, зрящий Бога» – так обращается к своей душе прп. Андрей Критский в своем Великом Каноне, предлагая правильный путь для ее развития. «Ум, зрящий Бога» – вот чем должен стать человек.

Тут стоит коснуться терминологии. В понимании Отцов Ум – это не рассудок, не интеллект, как принято полагать. Умом, который иногда Отцы называют Сердцем или Духом, может обобщенно называться и весь человек. Интеллект же – одна, и не самая главная, сила ума.

Из личного опыта каждый знает, что бывают люди с сильным интеллектом, хитрые, расчетливые, во все дырочки пролезут, но умными их назвать нельзя. Со всем своим интеллектом, со всей расчетливостью в мелочах, они иногда вляпываются в величайшие глупости. Потому, что способности интеллекта – это не мудрость. А иногда мы видим человека совсем не интеллектуального, и не образованного, но с удивительным рассуждением, с настоящей мудростью.

Это – дар Свыше. Без Божественного действия в нас, в нашем уме, интеллект бесполезен, как компьютер без нормального софта. Наш ум живет Премудростью Божией, а она гнушается гордости, лукавства, и всяческой нечистоты, и оставляет такого человека с его собственными способностями, а с ними он не сможет не наделать глупостей. 

Высшее состояние ума – это «ум, зрящий Бога». Не просто верующий: можно верить, как бесы – рассудочно, а видящий волю Божию, понимающий пути Его Промысла, стяжавший Благодать.

Вот сегодня перед нами спор, диспут неграмотного слепца и высшей интеллектуальной элиты Иерусалима. И «умом, зрящим Бога», на глазах постигающим Его, становится слепорожденный. Много ли он знает, сильный ли у него интеллект? Вряд ли. Как он мог всерьез развиваться, будучи без глаз? Он ни одной буквы за жизнь не прочитал. Конечно, он с кем-то общался, от кого-то что-то слышал, но много ли можно так узнать?

А ему противостоят всезнайки, мудрецы, учителя народа. Они образованные, начитанные, книжные. Знают, минимум, по три языка – обиходный арамейский, древний язык Писания, и, конечно же, греческий – тогдашний язык международного общения. А кое-кто еще и латынь – чтобы с римлянами договариваться. Они охотно берутся судить обо всем, у них есть ответы на все вопросы. Они всех учат. В наше время такую нишу пытаются занять попы моспатриархии, но куда им до древних фарисеев в плане образованности.

Так вот, мы видим два параллельных процесса: безграмотный слепец становится «умом, зрящим Бога», а, как бы знающие все на свете законники и фарисеи – тупеют на глазах. Как сказал один писатель: «когда пытаешься стать глупее, чем ты есть, это нередко удается».

Слепец в познании Бога поднимается как по ступенькам: сначала он говорит, что не знает, кто такой Иисус, потом говорит – «это пророк». А после он исповедует его богоугодным чудотворцем. Это и есть Премудрость – дар рассуждения. И получает слепец ее потому, что не поддался давлению лукавнующих, не стал подпевать этим мудрецам, и соглашаться с ними, что Исцеливший его Иисус – якобы грешник. И в награду за такое исповедание и отвержение лукавства, ему лично является Господь, и дополняет его познание: открывается ему как Сын Божий.

А после Господь произносит определение и об этих мудрецах: они, будучи зрячими, ослепли, чем вызывает у них приступ ярости. Она – венец их глупости. Еще Соломон сказал: «ненавидящий обличение погибнет». Вот так можно ослепнуть, отвергая явные вещи, ради своих выгод или своей гордости.

Почему мудрецы, увидев чудо, не «включили голову»? Почему вообще, люди во что-то верят, а во что-то нет? Почти любой человек, за редким исключением, поверит в то, во что он хочет поверить, и не поверит в то, во что не хочет. Мы (надеюсь не все) из всего спектра информации выбираем именно ту, которая милее нашему сердцу, и верим в нее, а альтернативные версии – игнорируем. Веру, как и отрицание веры, определяет желание сердца.

Фарисеям очень сильно не хотелось, чтобы этот Иисус из провинции, действительно оказался от Бога – поэтому они отвергали Его чудеса. Им было проще убедить себя, что Он творит это силою князя бесовского. Им было так комфортнее. Принять реальность иногда больно и травматично.

Так вот «умом, зрящим Бога», стать можно и нужно, как стал им сегодняшний слепорожденный. Но нужно помнить то, как он им стал.  Все авторитеты «мира сего»: старцы, иерархи и прочие начальники, которые говорили ему: «человек сей грешник» - типа «не верь глазам своим», были им осмеяны и отвергнуты, за что он потерпел от них ругань и гонения. Он прошел путь исповедничества за Христа.

То есть, когда откроются твои глаза, сначала увидь себя, потом – мир вокруг себя, и научись в этом мире отличать белое от черного, и не бояться называть все это своими именами. А потом Господь даст и Себя увидеть.