Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Слово в неделю о Закхее, 2024 г.

История с Закхеем, это, в том числе, история о том, что никого нельзя судить, тем более по внешности. Ни на ком нельзя ставить крест, никого нельзя считать погибшим. Впрочем, верно и обратное – никого нельзя прославлять прежде кончины, даже если он и кажется праведником.

Вся наша жизнь до последнего вздоха – время самоопределения, выбора и борьбы. Дверь покаяния не закрыта до самой кончины. А то, что мы молимся о прощении грехов уже умерших людей, означает, что и после разлучения с телом, не все так однозначно, как сейчас говорят. Разбойнику благоразумному хватило буквально мгновения, чтобы спастись, а кому-то, может быть, хватит мгновения, чтобы упасть.

Закхей – сегодняшний мытарь – оказался выше упомянутого разбойника. Последнего, как говорится – прижало. Он на кресте висел, терять ему было нечего, и жить ему оставалось немного.

Покаяние Закхея ценено тем, что его не прижимало, и ему было что терять. Его выбор был совершен без очевидного внешнего воздействия, если, конечно, не считать таковым встречу со Христом. Но с Господом встречались тысячи людей, а Закхей упомянут персонально.

Он услышал, что Иисус из Назарета идет. Но разве он один услышал? Все услышали, и все пошли смотреть, и Закхей пошел. Но это же не повод для солидного человека лезть на дерево. Так обычно дети поступают. Кстати: «Будьте как дети».

 Закхей – грешник. И весь город знает это. И он сам знает это. Адам после греха, услышав Бога, ходящего по Эдемскому саду, прятался в кусты. И такое поведение логично: грешнику свойственно скрываться. Так почему же грешник Закхей лезет на дерево, смеша честной народ?

На этот вопрос невозможно ответить. Можно только предполагать. Пытаться объяснить мотивы чужих поступков – дело неблагодарное. Скорее всего получится примитивное осуждение. Почти всегда мы, в попытках объяснить мотивы других людей, выдаем свои собственные секреты.

По тому, что именно человек резко осуждает в других, можно сделать некоторые заключения о нем самом. Очень часто люди подсознательно сами жаждут того, с чем борются, и завидуют тем, с кем борются, стремясь занять их место.

Вспомним: были такие пламенные поборники свободы, равенства и братства. Очень они осуждали богатеев и эксплуататоров. Но когда они пришли к власти, то сами стали богатеями и эксплуататорами, потому что всегда были таковыми в глубине души. А их борьба была продиктована тем, что эта их внутренняя потребность не была реализована.

Надо опасаться всяких пламенных борцов и горячих проповедников. Это могут быть люди с недостатком знания себя, то есть, на языке нашей аскетики – в прелести. А могут быть – просто лицемеры.

Но вернемся к Закхею. Мы не можем знать, что именно двигало Закхеем, какие мотивы: просто любопытство, или он своей грешной жизнью нажил себе невротическое расстройство. Или проявилось то, что таинственно скрыто в глубине каждого человека – стремление к своему Создателю. Что-то двигало Закхеем. Но нам больше интересно то, что делает Господь.

А Господь с радостью принимает даже это небольшое движение души Закхея. Он называет его по имени, и удостаивает чести посетить его дом. Когда в Писании говорится, что Господь называет человека по имени – это уже означает очень много. Как минимум то, что человек этот не чужой для Бога.

А потом Закхей принес покаяние, и дал обеты: он признал, что был хищником и обидчиком, и обещал искупить все, что неправедно приобрел, и еще отдать нищим половину всего своего имущества. В ответ на это Христос называет его сыном Авраама. Что это значит? Прием в Церковь.

Авраам – отец всех верующих, лоно Авраама – это рай, Небесное Царство. Быть сыном Авраама – значит быть сопричисленным к спасаемым. Вот так неожиданно, как сказал один поэт: «из крысы прямо в ангелы».

А ведь Закхей еще ничего не сделал. Но решимость исправиться уже принята как исправление. Желание покаяться – принято как покаяние. Потому, что Бог смотрит не на дела, а в сердце.

Для чего мы читаем про Закхея перед Постом? Чтобы мы решились на покаяние. Чтобы мы не ставили крест на самих себе. Душа у нас иногда спит сном глубоким, нет в ней никакого огонька, движения к Богу, усилия. И вот нам говорят: «Иисус из Назарета идет! Проснись, Нео! Встречай!». А если мы еще и залезем на дерево – оторвемся от земли – то наша жизнь может в корне измениться.