Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Слово в неделю по Богоявлении, 2024 г.

По традиции нашей общины, мы в этот день – в неделю по Богоявлении, читаем два Евангельских чтения: вчерашнего дня и сегодняшнего, благо они идут подряд. Это мы делаем ввиду важности вчерашнего Евангельского отрывка. О чем он, и почему такой важный? Об искушении Господа в пустыне.

Все мы хорошо помним этот текст, но кто рассказал авторам Евангелий об этом? Вряд ли они стояли рядом с Господом в пустыне. Сам Господь и рассказал. А это означает, что Он счел это очень важным для нас.

Этот рассказ о том, как Господа искушал сатана – не просто рассказ, это – откровение о том, что Бог ненавидит и не приемлет, что Он не употребляет в качестве Своих средств. Мы знаем из Писания, что Бог наш – Бог истины и святости, а о Христе сказано, что Он возлюбил правду и возненавидел беззаконие. И сегодня уточняется, что именно Он ненавидит и не приемлет.

Всегда были, и, конечно же, сейчас есть, люди, которые считают, что любые средства хороши, что хорошая цель оправдывает мерзкие средства. Но это не так. Как писал один советский, к сожалению, поэт: «На правильной дороге, кровь невинных, меняет направление дороги, и правильной она не сможет быть». Проще: если ты пытаешься служить Богу средствами сатаны, то ты, в конечном итоге, служишь сатане.

В сегодняшнем чтении диавол пытался подсунуть Господу свои средства. А Христос решительно отказался от них. И тут важно понять: когда мы говорим: «Христос» отказался, мы должны так же понимать под этим «церковь». Не все, увы, понимают, что то, что неприменимо к Христу, неприменимо и к церкви.

К примеру, есть некая религиозная организация, которая называет себя церковью. И вдруг она заявляет, что у нее общие радости и печали с безбожниками, которые ее же уничтожают. Как проверить, церковь ли это? Заменить слово «церковь» на слово «Христос». Мог Христос сказать такое? Нет, конечно. Значит и эта организация не Церковь, и можно не проверять ее на ереси и канонические нарушения.

Простой заменой слов можно проверить приемлемость или неприемлемость чего-либо для церкви. Когда говорят, что для церкви то или это допустимо, нужно спросить себя: «а для Христа это допустимо?». И все станет ясно.

Вот диавол предлагает накормить людей, чтобы их привлечь. Христос отказывается. А церковь что? Может ли она ловить людей на пищевые или финансовые приманки? Нет. Однозначно нет. Иначе – это не церковь.

Или диавол предлагает шоу с чудесами и фокусами. Христос это отвергает. А церковь? Тоже должна. Если церковь спекулирует на всяких чудесах, то – увы.

А еще диавол предлагает земные рычаги: мол возьми власть земную, подключи административный ресурс – сколько всего хорошего можно сделать! Заставь всех изучать христианство, принуди всех верить правильно! А Христос отказывается. И церковь должна отказаться от принуждения. А если не отказывается? То все кончается плохо для всех.

Во всех трех предложениях сатаны есть нечто общее: восприятие человека как животного и игнорирование его как свободной личности. Для сатаны люди – масса, стадо, в котором действуют законы животного мира. Свобода, и вообще какие-то индивидуальные особенности, у сатаны для людей не предусмотрены.

Предложение хлебов – опора на биологический закон. Это универсальный ключ к любой скотинке. Подавление воли чудом – опора на закон стадной иерархии. Любое стадное животное льнет к сильному вожаку, а чудо – это демонстрация силы. Предложение власти – опора на страх, на самую мощную, базовую, врожденную эмоцию, которая, опять-таки, у нас общая с животными.

То есть сатана смотрит на людей как на стадо животных. Вариант того, что человек может стать выше своей биологической, социальной или психической природы, им не рассматривается. И не удивительно.

Наша свобода – загадка для нас самих, а уж тем более она непонятна для падших духов. Если мы сами часто не понимаем мотивов своих поступков, то чего удивляться, если демоны видят эти мотивы исключительно в законах животного мира, и всерьез нашей свободы не воспринимают.

А вот для Бога нет ничего дороже нашей свободы. Без нее все наши поступки не имеют цены. Непроизвольный грех – это просто нечистота, а не губящий душу акт. А не свободная добродетель – это просто приличное поведение.

Поэтому «Господь испытывает праведного и нечестивого», как сказано в Писании. Он заставляет нас проявить свободу. Без нее – все бессмысленно. Поэтому Он не манит нас едой, не поражает чудесами, и не заставляет силой. Он явился нищим Странником и ничего не использовал кроме Слова Истины.

В нашей воле остаться животными, если мы выберем жизнь животного и будем жить как животные. В том числе будем бежать за приманкой, скулить перед вожаком, и быть готовым на все, чтобы избежать зубов хищника. И в нашей воле стать сынами Божиими, но для этого нужно жить не по законам животного мира, а по Евангелию.