Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Слово в неделю жен-мироносиц, 2023 год

Мы продолжаем сегодня рассматривать дары Благодати, в свете события Воскресения Христова. Это как цвета радуги, которые разнообразны, но суть один свет: вера, терпение, истинное познание Бога, детская цельность и искренность, мудрость, мужество и любовь. Все это не разные детали, а грани единого целого. Все это – действия Бога, свободно усвоенные людьми.

Сегодня, наверное, самая радостная неделя после Святой Пасхи. День верных учениц - мироносиц, и тайных учеников, ставших явными – Иосифа Аримафейского и Никодима.

Много святых в Церкви: мучеников, исповедников, преподобных, но вот эти, сегодняшние, превзошли их всех мужеством и самоотвержением, а главное - любовью. Почему? Может у них был самый трудный подвиг, или самые страшные страдания? Нет. Не этим они отличились.

Они явили любовь без веры и без надежды. Их подвиг случился в самый черный день, и в самую страшную ночь. Величие этого подвига не в том, что они поставили на карту все, в том числе и собственную жизнь – это делали многие. И даже не в том, что никакого воздаяния не ожидалось ни на земле, ни на Небесах. А в том, что был риск даже оказаться богопротивниками.

Судите сами: что они думали в эту ночь о Христе? Он оказался не Тем, за кого они Его принимали – так думали они. Он оказался не просто не Мессией, Он не просто не стал царем, Он не просто был арестован, осужден и казнен. Все хуже – Он оказался под гневом Божиим, под проклятием.

За много столетий до этого в Законе Моисея было написано: «проклят всякий, повешенный на дереве». Мы теперь понимаем (апостол Павел разъяснил), что да, Христос был под гневом Божиим, и проклятию подпал: Он наше проклятие искупил и правду Божию, которая на грешников гневается, на Себя принял.

А мироносицы и Иосиф с Никодимом этого не знали. Для них тогда то, что случилось – это крушение надежд и утрата иллюзий. И ни о каком воскресении они не думали – все уже кончено. Но они все равно пошли делать то, что не могли не сделать. Потому что любили Его.

Да, Он, как они тогда думали, оказался не Тем, Кого ждали, Он под гневом и под проклятием. Сам Бог, наверное, отвернулся от Него и наказал Его – ведь и Он Сам на Кресте сказал, что Бог Его оставил. Но они так Его любили, что даже это их не останавливало.

Когда-то праведный страдалец Иов – прообраз Христа – страдал без вины и знал это. Утешающие друзья убеждали его признать себя грешником – мол не бывает, чтобы Бог без вины наказывал. Но он упорно отстаивал то, что он страдает не за грехи, а просто потому, что Бог так ссудил ему. Он был верен своему знанию Бога, которое противоречило очевидности. И оказался прав.

Так и сегодня: мироносицы и Иосиф с Никодимом, оказались верны Богу в момент, когда казалось, что они поступают против воли Бога. Их внутреннее знание Бога, вопреки очевидности, вопреки совершившемуся, оказалось правильным, потому что ими двигала любовь.

Именно так нужно было поступить: без выгоды, без земных мотиваций, вопреки опасности, общественному мнению, начальствам, властям, архиереям и даже вопреки понимаемой формально, рассудочно, воли Бога.

Мы не всегда можем понять волю Божию, даже когда нам кажется, что она очевидна. Правильно понять волю Божию может только тот, кто в Благодати, а она с тем, кто Бога по-настоящему любит.

Как любить Бога по-настоящему? Как мироносицы. Раньше, чем Христос воскрес, и победил смерть в Своем Теле, Он победил смерть в этих самоотверженных учениках и ученицах. В них любовь победила смерть – страх смерти, еще до Его воскресения.

У последующих святых, и у нас, такой уникальной возможности уже нет – мы знаем, что Христос воскрес, а они не знали. Но если в нас стремление к Богу сильнее страха, то мы становимся им подобны.