Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Пасхальное послание епископа Калужского и Обнинского Игнатия (Душеина), 2020 год

Христос Воскресе!

Со Светлым Днем, братья и сестры!

Мы снова празднуем Святую Пасху – не просто воскресение Христа как некое чудо, имевшее место в истории, но как воскрешение Богом нашего естества и победу Христа над нашей смертью, которые происходят, должны происходить, здесь и сейчас в каждом из нас.

Перед Христом отступила смерть, которую Он принял добровольно ради нас. Но и сама смерть человеческая была Его спасительным попущением. Падшим людям было полезно стать смертными, чтобы не стал бессмертным грех. Христос, не совершив греха, берет на Себя наш грех и с ним умирает, чтобы мы были без греха, и воскресает, чтобы мы были без смерти.

Эта Пасха для нас особая. Нет сомнения, что мы точно запомним ее на всю нашу жизнь. Но запомнить мало, нужно осмыслить, извлечь уроки, сделать выводы.

Моровое поветрие... Любое такое посещение Божие, как бы трагично оно ни было, есть явление Его милости. Если Бог посылает то, что мы воспринимаем как кару с Его стороны, значит Благость Божия не находит никакого другого способа нам помочь. Значит – мы очень больны. Таковы мы в своем падении. Нас нужно постоянно приводить в себя, иначе мы постоянно уклоняемся. Куда? Душе моя! Почивай, яждь, пий, веселись! Это не просто слова безумного богача из притчи Господа. Это девиз нашей падшей природы. Отдыхай – не напрягайся. Ешь и пей – ни в чем себя не ограничивай. Веселись – впустую трать свою жизнь!

Видя это скорбное состояние наше, святой Андрей Критский в своем Великом каноне сказал: Столп умудрила еси создати, о душе, и утверждение водрузити твоими похотьми, аще не бы Зиждитель удержал советы твоя, и низвергл на землю ухищрения твоя. Мы строим каждый свои вавилонские столпы и башни в этой жизни. Рассчитываем свои планы, воображаем будущее, мним и предполагаем. Отдыхаем, едим, пьем, веселимся. А Господь ищет нашего спасения, и когда Он видит, что просто так, словами и призывами нас не оторвать от наших столпов, то прибегает к радикальным мерам – к потрясениям, иногда глобального масштаба. Столпы рушатся. И сейчас мы переживаем подобное. Они рушатся, но сия разсыпа Сам Христос, да ты всяко спасешися. Кроме обращения ума к Богу и к единому на потребу у нас просто нет альтернатив. Мы должны теперь поневоле вспомнить то, что нужно добровольно помнить всегда: наша жизнь в руках Божиих, и время дано для покаяния и спасения, а не для отдыха и веселия.

Христиане не должны думать, что в мире что-то происходит по чьей-то, а не по нашей вине, что виноват кто-то или виновато что-то помимо нас. Очень легкий соблазнительный и вместе с тем пагубный для христиан путь – найти виноватого где-то на стороне, вне самих себя. Этот – такой, тот – сякой, там – содом, сям – разврат. Не так нужно смотреть на мир православному человеку. Если уж болезнь – это кара за грехи, то именно за мои грехи. Это в мое сердце заглянул Господь и сказал с печалью: вси уклонишася, вкупе неключими быша. И никакого другого понимания бедствий у нас быть не может.

Вынужденная изоляция показала степень нашей готовности – не на словах, а на деле – быть Церковью, принадлежащей Христу, а не народам и государствам. Быть Его Царством не от мира сего, а не частью царств этого мира. Сложились условия, сходные с гонениями – невозможность посещать храмы, – и мы увидели, насколько мы готовы или не готовы к такому повороту событий. В самом выгодном положении оказались те общины, группы, семьи, отдельные верные, у которых есть навык самостоятельного домашнего богослужения, которые хранят у себя дома запасные Святые Дары для самостоятельного причащения. Они почти и не ощутили никакой изоляции от Церкви. Ведь Церковь единится не внешним видимым присутствием всех в одном месте, но единой Евхаристией, общей для всех разбросанных по всему миру верных, приносимой ими в единомыслии, единоверии, единой молитве. А географическое удаление друг от друга и невозможность совместного храмового богослужения внесли смущение в умы лишь тех, чья вера немыслима без всегда и всюду доступных храмов. Мы от этих стереотипов, надеюсь, давно свободны.

Мы считаем себя преемниками катакомбной Церкви, чадами истинной Церкви – Жены, убежавшей от красного зверя в пустыню. Самоизоляция – проверка, насколько наши слова совпадают с делом, насколько, повторю, мы готовы держать свою церковную жизнь в условиях, схожих с гонениями. Для нас эти условия должны быть рядовой ситуацией, в которой нет ничего необычного. Если же это не так – нам есть над чем работать, и самоизоляция должна стать для нас тренировкой, к которой нужно отнестись со всей серьезностью.

Мы не должны забывать, что истинный храм Божий – это мы сами, каждый из нас. Храм этот поруган нашим грехом, пребывает в запустении из-за наших страстей, двери его заперты нашим собственным произволением. Несмотря на это Господь хочет в Свой храм войти, хочет очистить его, восстановить, освятить Своим присутствием. Он ждет нашего покаяния, отверзающего Ему вход. В каждом из нас должен умереть ветхий Адам и воскреснуть Христос – Адам новый. Тогда и совершится наша истинная Пасха, наш переход от смерти к жизни. И ничто внешнее этой Пасхе помешать не может. Все препятствия для ее празднования – в нас, а не вовне.

Поэтому не станем смущаться, а будем повторять в себе вместе с Апостолом: Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? ...все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Игнатий, епископ Калужский и Обнинский

Пасха Христова 2020 г.