© 2006 - 2017 «Из глубины воззвах к тебе» | редактор сайта – епископ Игнатий (Душеин)
Искушения в пустыне. Господь еще не вышел на проповедь, еще людям ничего не сказал, но мы уже узнали очень много важного.
Сатана, пытаясь искусить, раскрывает свои повадки, которые и сейчас те же.
Христос, даже в самих фактах отказа, без учета того, что Он отвечает, –
открывает Себя. Заодно открывает нам и некоторые свойства Своей Церкви.
1. Сатана трижды предлагает насилие, под разными соусами. Насилие через
желудок, насилие через демонстрацию могущества, насилие через
административный ресурс.
Христос отвергает любое насилие по отношению к человеческой воле.
Для Бога неприемлемо никакое принуждение человека: ни едой, ни шоу, ни властью.
Это же неприемлемо для Церкви. Мы не должны привлекать людей этим, мы
не должны им этого обещать: ни еду или материальные блага, ни чудес или
исцелений, ни поддержки у сильных мира, если бы таковая у нас была.
Церковь не для этого. Церковь – для входа в вечность.
2. Сатана - манипулятор. Он наперсточник. Он пытается добиться своих
целей маскируясь, используя приманки, скрывая цели. Все для того, чтобы
заманить. По сути, за всеми предложениями – обман, ложь.
Христос, а
значит и его Церковь, ложь никогда не используют. Христос отвергает
любой неверный мотив, по которому люди могли бы пойти за Ним, потому что
– это уже будет не за Ним.
Идти за Ним ради еды, ради Его
всемогущества или ради лучшего устроение я этом (или даже не в этом)
мире – это значит идти не за Ним. Именно поэтому Он рождается в
бедности, неизвестности и беззащитности, не принимает санов и званий.
Никаких приманок, никакой внешней привлекательности.
3. Оружие
сатаны – страх. Люди вечно всего боятся. Страх остаться без еды, страх
перед тайной и могуществом, страх перед силой и властью. Страх подавляет
разум и волю, делает людей рабами.
Богу не нужны рабы. Он мог бы
создать их в любом количестве и ассортименте. Замысел Божий – вырастить
сынов, чуждых и страха и желания награды.
Когда некая организация,
называющая себя церковью и использующая имя Христово, вдруг начнет
обещать всяческие блага, или рекламировать какие-то свои чудеса (огонь с
небес, особые мощи, прозорливые старцы), или воссядет на пиру жизни у
сильных мира и будет использовать (использоваться) их в своих интересах,
нужно помнить, что все это Христос отверг еще до начала Своей
проповеди. И что все это - повадки совсем другого персонажа духовного
мира.
4. Сатана обращается не к человеку. Все его предложения – это
попытка заставить Христа обратиться к толпе, к массе, а не к личности. А
толпа – это то, в чем никогда не возможно христианство. Толпа никогда
не станет Церковью.
Христос обращается к внутреннему, сокровенному
человеческому началу, к Своему образу, к личности. Он не использует
примитивные призывы, не становится лидером толпы.
Однажды Он чуть не
стал таким лидером. После воскрешения Лазаря народная масса была готова
воспламениться от любого Его слова и перевернуть вверх дном Иерусалим.
Но Он не кинул искру, отошел от толпы в сторону, не выполнил ее чаяний.
Разочаровал. Тогда опомнились те, кто привык манипулировать массой. Они
решили, что Он проиграл – упустил момент. И они использовали толпу для
расправы с Ним.
А Христу просто не нужна толпа, Ему нужен человек.
Свободный, мыслящий, сознательно Его выбирающий. И Церкви Христовой
нужна не масса и не массовка, не марширующие на митинг-молебен-стояние
школьники, солдатики, священники, студенты и т.д. Тот, кто собирает
такие массовки – изначально служит не Христу.
И когда нас некие
лидеры стараются вписать в толпу, когда в нас будят инстинкты массы,
обезличивая, взывая к стайным или племенным инстинктам, будем помнить,
что нами пытаются манипулировать по рецептам древнего искусителя.
Сопереживать и участвовать в жизни народа, страны – совершенно
естественное дело. А христианство – сверхъестественное. Мы не должны
становиться частью никого и ничего, так как мы – уже часть Христа, «уды
от части» - органы Его воскресшего Тела, причастники Его обОженного
человечества.
Сатана хочет: заставить, обмануть, поработить, увлечь, обезличить.
Христос: не заставляет, не обманывает, не порабощает, не увлекает, не
обезличивает. Он открывает Себя и дает свободу. Он призывает и ждет
ответного движения.
Царство Божие, оно же Церковь Христова -
царство максимально свободных людей, без всякого принуждения (а лучше
вопреки чему-то) выбравших Бога. И с Ним соединившихся.
Ссылки:
[1] http://www.izglubinki.ru/propovedi/propovedi-episkopa-ignatiya