Калужская епархия Истинно-Православной Церкви

Яндекс.Метрика

Епископ Игнатий (Душеин). Конспект проповеди в субботу по Богоявлении

Искушения в пустыне. Господь еще не вышел на проповедь, еще людям ничего не сказал, но мы уже узнали очень много важного.
Сатана, пытаясь искусить, раскрывает свои повадки, которые и сейчас те же.
Христос, даже в самих фактах отказа, без учета того, что Он отвечает, – открывает Себя. Заодно открывает нам и некоторые свойства Своей Церкви.
1. Сатана трижды предлагает насилие, под разными соусами. Насилие через желудок, насилие через демонстрацию могущества, насилие через административный ресурс.
Христос отвергает любое насилие по отношению к человеческой воле.
Для Бога неприемлемо никакое принуждение человека: ни едой, ни шоу, ни властью.
Это же неприемлемо для Церкви. Мы не должны привлекать людей этим, мы не должны им этого обещать: ни еду или материальные блага, ни чудес или исцелений, ни поддержки у сильных мира, если бы таковая у нас была.
Церковь не для этого. Церковь – для входа в вечность.
2. Сатана - манипулятор. Он наперсточник. Он пытается добиться своих целей маскируясь, используя приманки, скрывая цели. Все для того, чтобы заманить. По сути, за всеми предложениями – обман, ложь.
Христос, а значит и его Церковь, ложь никогда не используют. Христос отвергает любой неверный мотив, по которому люди могли бы пойти за Ним, потому что – это уже будет не за Ним.
Идти за Ним ради еды, ради Его всемогущества или ради лучшего устроение я этом (или даже не в этом) мире – это значит идти не за Ним. Именно поэтому Он рождается в бедности, неизвестности и беззащитности, не принимает санов и званий. Никаких приманок, никакой внешней привлекательности.
3. Оружие сатаны – страх. Люди вечно всего боятся. Страх остаться без еды, страх перед тайной и могуществом, страх перед силой и властью. Страх подавляет разум и волю, делает людей рабами.
Богу не нужны рабы. Он мог бы создать их в любом количестве и ассортименте. Замысел Божий – вырастить сынов, чуждых и страха и желания награды.
Когда некая организация, называющая себя церковью и использующая имя Христово, вдруг начнет обещать всяческие блага, или рекламировать какие-то свои чудеса (огонь с небес, особые мощи, прозорливые старцы), или воссядет на пиру жизни у сильных мира и будет использовать (использоваться) их в своих интересах, нужно помнить, что все это Христос отверг еще до начала Своей проповеди. И что все это - повадки совсем другого персонажа духовного мира.
4. Сатана обращается не к человеку. Все его предложения – это попытка заставить Христа обратиться к толпе, к массе, а не к личности. А толпа – это то, в чем никогда не возможно христианство. Толпа никогда не станет Церковью.
Христос обращается к внутреннему, сокровенному человеческому началу, к Своему образу, к личности. Он не использует примитивные призывы, не становится лидером толпы.
Однажды Он чуть не стал таким лидером. После воскрешения Лазаря народная масса была готова воспламениться от любого Его слова и перевернуть вверх дном Иерусалим. Но Он не кинул искру, отошел от толпы в сторону, не выполнил ее чаяний. Разочаровал. Тогда опомнились те, кто привык манипулировать массой. Они решили, что Он проиграл – упустил момент. И они использовали толпу для расправы с Ним.
А Христу просто не нужна толпа, Ему нужен человек. Свободный, мыслящий, сознательно Его выбирающий. И Церкви Христовой нужна не масса и не массовка, не марширующие на митинг-молебен-стояние школьники, солдатики, священники, студенты и т.д. Тот, кто собирает такие массовки – изначально служит не Христу.
И когда нас некие лидеры стараются вписать в толпу, когда в нас будят инстинкты массы, обезличивая, взывая к стайным или племенным инстинктам, будем помнить, что нами пытаются манипулировать по рецептам древнего искусителя.
Сопереживать и участвовать в жизни народа, страны – совершенно естественное дело. А христианство – сверхъестественное. Мы не должны становиться частью никого и ничего, так как мы – уже часть Христа, «уды от части» - органы Его воскресшего Тела, причастники Его обОженного человечества.
Сатана хочет: заставить, обмануть, поработить, увлечь, обезличить.
Христос: не заставляет, не обманывает, не порабощает, не увлекает, не обезличивает. Он открывает Себя и дает свободу. Он призывает и ждет ответного движения.
Царство Божие, оно же Церковь Христова - царство максимально свободных людей, без всякого принуждения (а лучше вопреки чему-то) выбравших Бога. И с Ним соединившихся.